Чайная традиция

История утверждает, что чайная церемония берёт своё начало в Китае в конце V – начале VI веков нашей эры и к VIII веку была широко распространена по всему Китаю, являясь по сути одним из важных элементов культуры. Она включала в себя множество значений, начиная с ритуальных и заканчивая средством общения. Собрав в себя множество обрядов, чайная церемония несомненно стала одним из важных элементов духовного развития – внося особый дух в сам процесс питья чая. Нельзя отрицать и огромную роль церемонии в развитии культуры – философии, литературе, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, во всём, чем так славен и известен Китай. Считается, например, что пик взлёта гончарного искусства приходится на X-XIII века, время правления династии Сун, время, когда питьё чая было на пике популярности. Не вызывает сомнение и тот факт, что процесс питья чая имел огромное значение. Об этом свидетельствует множество трактатов, в которых описывается процесс выращивания, переработки чайного листа, а так же способы приготовления и собственно сама чайная церемония. К сожалению, европейцы не особенно интересовались подобными трактатами и книгами, поэтому на европейские языки эти произведения мало переводились и получили распространение, скорее благодаря японским исследователям.

Чай, как растение, подразделяется на два вида. Китайский чай делится на китайский и японский вид – кустарник, произрастающий в горной местности Южного Китая и Юго-Восточной Азии. В Китае начал культивироваться с IV века нашей эры. Выращивался этот кустарник в нескольких провинциях, таких как Фуцзянь, Гуандун, Сычуань, Цзянси, Хунань. Чай получался самого различного качества, в зависимости от места произрастания, например для императорского стола чай собирался на границе двух провинций Чжэцзян и Цзянси – Янсиане. Собранный там чайный лист отличался особым тонким ароматом. Позже, с X века нашей эры к поставщикам императорского двора присоединилась провинция Фуцзянь. Ко двору стали поставлять молодые чайные листья, только что развернувшиеся. Поставлялся он в небольшом количестве и очень ценился любителями.
Необходимо заметить, что тот чай, который пили в ранние периоды, существенно отличался от тк знакомого нам напитка. Чайный лист просто заваривали, как мы завариваем траву. Его могли добавлять к отвару риса, смешивать с различными травами и пряностями. Позже, в период Сун, стало принято заваривать порошковый чай – измельчённые в тонкий порошок листья заливались кипятком и взбивались до пены. Так чай заваривали вплоть до периода Мин. С того момента процесс заваривания напитка уже более привычен современному человеку – это заваривание в чайника (или специальных ёмкостях – чашах, накрываемых крышкой).
Изначально, употребляли чай в южных провинциях и он не был распространён в центральной и северной части Китая. Использовался он и как лекарственное средство, оказывающие поддерживающие воздействии на тело и ум, как средство при отравлениях. Имел чай и обрядовое значение, особенно на юге. Даосские маги присваивали чайному листу магические свойства – способность уравнивания сил ян, познания дао и овладения высшей истиной. В буддистской религии чай так же быстро нашёл «своё место», уже в VI веке нашей эры напиток широко использовался в монастырях как средство для снятия состояния сонливости во время медитативных практик и возбуждения процесса мышления. И, конечно, широко использовали чай в различных ритуальных обрядах.
Начиная с VII века нашей эры, чайный лист уверенно распространяется на всю территорию Китая, причём распространяется он как среди высших слоёв общества, так и среди простого народа, а так же среди «людей культуры и просвещения» — поэтов, скульпторов. Несомненно, «золотой эрой чая» является период Сун, когда по всем провинциям открывались общественные чайные, начала появляться специализированная посуда для подобных церемоний. Монгольское нашествие ненадолго прервала развитие церемонии, конечно пить чай не перестали, но это уже был скорее рутинный привычный процесс, упрощённый и лишённый своего глубокого философского значения. Со временем упростилась и посуда – в конце правления династии Мин вместо фарфоровой посуды для заваривания начали использовать глиняную.
Утраченная в Китае церемония питья чая была взята жителям страны восходящего солнца (Японии) и как основа заложена в чайную церемонию с соблюдением особенностей культуры и в соответствии с национальными особенностями Японии (что часто ошибочно принимается за первоисток чайной церемонии).
Насыщенная и богата история чайной церемонии, искусства заваривания и питья чая принесла человечеству огромную пользу. А благодаря своим полезным качествам, чай довольно быстро завоевал популярность по всему миру. Технологи выращивания, обработки чайного листа непрерывно развиваются, впрочем, так же как и инструменты и посуда для заваривания и питья ароматного напитка. Хотя остаются правила заваривания чайного листа, остающимися неизменными на протяжении долгого времени. Так, например, существуют десять чайных запретов в китайской чайной церемонии, которая изначально предусматривает употребления напитка во благо. Да и запреты эти легко объясняются современными способами.

10 запретов

Первый запрет – чай натощак (или как издавна советовали в Китае «на пустое сердце»)
Второй запрет – горячий чай. Температура чая должна быть 56 градусов, чтобы не раздражать внутренние органы пищеварения.
Третий запрет – Холодный чай. Считается, что он способствует скоплению мокроты в организме.
Четвёртый запрет – слишком крепко заваренный чай. Переизбыток таких веществ, как кофеин и танин отрицательно сказывается на работе всего организма в целом и вызывает головную боль, а так же бессонницу.
Пятый запрет – долгое заваривание чая. Вещества, входящие в состав чайного листа, при длительном заваривании окисляются и, соответственно, польза от напитка становится минимальной.

китайский чай

Шестой запрет – многократное заваривание.
Седьмой запрет – употребление чая перед приёмом пищи. Такое употребление лишает пищу вкуса, к тому же снижает усвоение полезных веществ из продуктов. Оптимально – выпить чай за полчаса до начала еды.
Восьмой запрет – питьё чая сразу после еды. Снижается концентрация желудочного сока, замедляется процесс пищеварения. Если так уж хочется попить чая после еды, то пейте не раньше чем через полчаса.
Девятый запрет – не запивать чаем лекарства. Несмотря на то, что кофеин, содержащийся в чае усиливает действие некоторых лекарств, танин, образующийся от расщепления дубильных веществ, способствует образования осадка от многих медицинских препаратов и соответственно плохому усвоению.
Десятый запрет – вчерашний напиток. Потеря витаминов, питательная среда для бактерий – вполне достаточная аргументация, чтобы не пить такой напиток. Хотя использовать его всё-таки можно – как полоскание при воспалении в полости рта, болезни дёсен, промывания глаз.

И, конечно, нельзя обойти стороной спор, который не утихает огромное количество времени – добавлять ли сахар?
Традиционно, в чайной церемонии сахар не добавлялся. Считается, что традиция добавлять сахар пришла к нам из Англии. И возникла она в поисках способа приглушить терпкий вкус некоторых сортов зелёного чая. Постепенно эта привычка стала распространяться в колонии и далее стала расходиться по всему миру. Так что, если Вы хотите ощутить именно вкус напитка, то лучше обойтись без подсластителей.

Виды чая Китая

Сегодня Китай предлагает различные виды чая, такие как пуэр, улун, красный чай.
Пуэр – это уездный центр провинции Юнань, успешно продающей чай на протяжении пяти веков. Судя по тому, что в провинции растут уже не кусты, а чайные деревья — история чая в этой провинции имеет глубокие корни. Хотя на сегодняшний день пуэр собирается и обрабатывается в основном в районах Сымао и Сишуанбаньна. Листья для его производства крупные, с большим содержанием различных полезных веществ. И, несомненно, пуэр отличает особая технология производства.
Улун – это полуферментированный чай, обработанный непосредственно сразу после сбора. Это непросеянные крупнолистовые чаи.
Поучонг – разновидность светлого полуферментированного чая, с более короткой ферментацией, чем традиционные улуны. И занимают место между зелёными чаями и улунами.
Красный чай (часто его ошибочно называют его каркаде, хотя он ничего общего с ним вообще не имеет). Цвет его (в отличие от каркаде) тёмно-коричневый. Сырьё для производства обжаривается при высокой температуре, что способствует получению необычного пряного вкуса. Его часто используют в лечебных целях. Но питьё его так же приносит огромное наслаждение. По праву он считается одним из самых ароматных видов чая.

 

Китайское чаепитие – церемония красивая, изысканная и неспешная. Основанная на многовековых традициях и имеющая огромную, многовековую, историю такая церемония привнесёт в жизнь гармонию и спокойствие, научит находить прекрасное в привычном, подарит расслабление и удовольствие.